схема исследования
этапы исследовательской деятельности
научные методы исследования
виды работ
курсы по обучению исследованиям
статьи о методике исследования
словарь терминов
список литературы
список Internet-ресурсов

Небольшой обзор статей по исследовательской деятельности

Одним из требований «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» является внедрение учебной исследовательской деятельности в школах. В учебном плане профильной и предпрофильной школы выделяется по 2 часа в 9 - 11 классах на проведение исследований. На ученических конференциях учащиеся представляют результаты своей исследовательской деятельности. Потому востребованной является информация о теории исследований, методах обучения исследовательской деятельности, а также об опыте других учебных образований в этом направлении.

В этом файле дается небольшой обзор статей по теории, методике и практике исследовательской деятельности школьников. Материалы в первую очередь адресованы организаторам и рукодителям ученических работ. Ссылки на литературу и Интернет-ресурсы в соответствующих разделах Методики.



А.В.Леонтович

Исследование как основа построения образовательной деятельности.

Настоящий материал посвящен проблеме применения исследования как средства развития современного образования.
Исследование - вид деятельности, задаваемый определенными нормами. «…практически все знают, что существует особая, выделенная от других деятельность, исследовательская деятельность»
Касаясь этимологического анализа слова "исследования", заметим, что под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто "из следа", т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. В математике такой подход называется "решением обратной задачи" - по данным измерений в разных точках восстановить весь ход явления.
подробнее


А.В.Леонтович

Исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология

Образовательная технология, актуальная для современного этапа развития общества, должна нести в себе совокупность функций, которые бы наиболее адекватно удовлетворяли потребности социума (с одной стороны, на устойчивость и воспроизводство культурной жизни, с другой стороны, на развитие новых, модных, профессионально перспективных и др. направлений). Настоящая работа посвящена одной из таких образовательных технологий — исследовательской деятельности учащихся, анализу задаваемых ей функциональных связей участников образовательного процесса, и ставит цель разработки принципов проектирования исследовательской деятельности учащихся в различных областях естественных и гуманитарных наук в образовательных учреждениях различного типа и их ассоциативных структурах
подробнее


T.H.Счастная

К вопросу о методологии научного творчества

Статья по своей сути выступает рефлексией по поводу сущности методологии научного творчества. В ней определяются особенности научного изучения как основной формы научной работы, раскрываются основные категории, термины, общенаучные понятия, на основе которых выстраивается научно-исследовательская деятельность. Автор вводит начинающих исследователей в понятийное пространство науки, дает представление о языке науки. Предложена общая схема построения научного исследования и особенности применения методов научного познания.
Для начинающих исследователей весьма важно иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо на первых порах овладения навыками научной работы большинство возникающих проблем носит именно методологический характер. Молодым ученым прежде всего недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно. Научное изучение как основная форма научной работы
подробнее


А.В.Леонтович

Типы научной работы и их образовательный смысл

При анализе специфики научной работы, В.И.Вернадский отмечал: «Научная работа каждого натуралиста слагается: 1) из точного констатирования фактов, 2) из их объяснения — научных идей, 3) из оценки фактов и идей — методики научной работы в широком смысле этого слова». В этом емком определении отражен характер интенции, отношений субъекта и объекта исследования.
подробнее


Департамент образования г. Москвы

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях

Название говорит само за себя. Обширная статья с классификациев видов деятельности, полуконкретными шагами по организации работы. Теоретические основы.
подробнее

Hosted by uCoz