схема исследования
этапы исследовательской деятельности
научные методы исследования
виды работ
курсы по обучению исследованиям
статьи о методике исследования
словарь терминов
список литературы
список Internet-ресурсов

Программы учебных курсов

Учебные курсы разработаны учителями школы №225 в рамках работы в режиме опытно-экспериментальной площадки при Комитете по образованию Администрации Санкт-Петербурга по теме: «Современные информационные технологии как средство повышения качества обучения предметов естественнонаучного цикла в средней общеобразовательной школе». Публикуются пояснительные записки и программы курсов.
Курсы опробированы в течении нескольких лет, получены результаты, подтверждающие эффективность применяемых спецкурсов, в частности отмечается повышение уровня самоостоятельности в процессе самообучения школьников, улучшается успеваемость, повышается уровень мотивации к изучению различных предметов школьной программы.
Часть курсов разработана учителями других школ, материалы которых опубликованы в Internet.
Представлены следующие курсы:


   Метод проектов

для 8 класса, 68 часов 2 часа в неделю

Гаврилова Елена Ивановна - учитель высшей категории, зам.директора по УВР, учитель физики школы № 225 Санкт-Петербург.
Келлих Татьяна Генриховна - учитель высшей категории, методист по применению ИКТ в обучении, учитель физики школы № 225 Санкт-Петербург.

Необходимость введения дополнительного курса «Технологии. Метод проектов» обусловлена необходимостью развития и распространения навыков исследовательской деятельности на различные области знаний, а также формированию целостного подхода к изучению явлений окружающего мира. Активное привлечение информационных технологий позволяет привлечь необходимые информационные ресурсы, дать инструмент для качественного оформления исследовательской работы.
Программа


   Физика на компьютере. Элективный курс

для 9 класса, 32 часа 1 час в неделю

Келлих Татьяна Генриховна - учитель физики высшей категории, методист по применению ИКТ в обучении, учитель физики школы № 225 Санкт-Петербург.

Разделы программы традиционны и являются дополнением к программе основной школы. Программа курса расширяет и углубляет рассмотрение некоторых свойств тел и явлений, изучаемых в курсе основной школы. Опирается на применение фрагментов учебных программ по физике для проведения урока-исследования, который может проходить в сочетании с натурным экспериментом. Применяется для постановки виртуального эксперимента, в том случае, когда натурный эксперимент провести невозможно, позволяют получить графические образы процессов или явлений, которые при проведении традиционных опытов либо малодоступны и непоказательны, либо требуют больших затрат времени.
Использует компьютерные программы «Физика в картинках», «1С: Репетитор Физика», «Живая физика», «Открытая физика 2.5».
Программа


   Исследовательская деятельность.

для 10 класса, 68 часов 2 часа в неделю

Келлих Татьяна Генриховна - учитель физики высшей категории, методист по применению ИКТ в обучении, учитель физики школы № 225 Санкт-Петербург.

Содержание спецкурса охватывает весь процесс научного исследования и разделен на шесть частей.
Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ и дается обзор основных региональных и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов школьников.
Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.
В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:
Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.
В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.
Программа


   Методы исследовательской деятельности.

для 9 класса, 68 часов 2 часа в неделю

Демин ИгорьСвятославович – кандидат экономических наук, доцент Финансовой Академии при Правительстве РФ, преподаватель Лицея на Донской № 1553.

Теоретически преподавание дисциплины базируется на основных положениях современной гносеологии, науковедения, планирования эксперимента, а также на работах В.И. Вернадского. Учебный процесс включает большое количество практических работ, которые по мере изучения материала по форме становятся все более близки к деловой игре, моделирующей научное исследование. Для более эффективного преподавания учебного материала имеет смысл приблизить к содержанию данной дисциплины элементы курса «Информатика» (в части оформления научной работы, обработки результатов исследования).
Программа


   Методология научных исследований.

для 9 класса 2 часа в неделю 68 часов.

Овчинникова Любовь Николаевна – учитель многопрофильной гимназии №5 г. Норильска.

Современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу.
Программа

Hosted by uCoz