схема исследования
этапы исследовательской деятельности
научные методы исследования
виды работ
курсы по обучению исследованиям
статьи о методике исследования
словарь терминов
список литературы
список Internet-ресурсов

Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

  Обоснование актуальности выбранной темы.

Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости, главное показать суть проблемной ситуации.

Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений .

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Начинающие исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

  Формулировка цели и задач.

Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество — три-пять.

  Oбъект и предмет исследования.

Объект — это процесс или явление, избранные для изучения.
Предмет — часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.

  Выбор методов исследования.

Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы, которые служат инструментом в добывании фактического материала.
Описание процесса исследования — основная часть работы. Здесь же освещаются методика и техника.

  Обсуждение результатов исследования

- существенный этап научного исследования, проходит на заседаниях групп, советов, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности исследовательской работы и коллективный отзыв.

  Выводы

являются заключительным этапом научного исследования, содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы — с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано... (обосновано..., разработано...)».


Hosted by uCoz