Исследование как основа построения образовательной деятельности.

А.В.Леонтович

Опубликовано в сб. «Развитие исследовательской деятельности учащихся», серия «Профессиональная библиотека учителя», М., «Народное образование», 2001.

Настоящий материал посвящен проблеме применения исследования как средства развития современного образования.

Исследование - вид деятельности, задаваемый определенными нормами. «…практически все знают, что существует особая, выделенная от других деятельность, исследовательская деятельность» (Н.Г.Алексеев, [1], с.5).

Касаясь этимологического анализа слова "исследования", заметим, что под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто "из следа", т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. В математике такой подход называется "решением обратной задачи" - по данным измерений в разных точках восстановить весь ход явления. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, в отличие, например, от проектного типа организации мышления, при котором ставится задача решения "прямой задачи" - по заданным начальным условиям промыслить конкретные результаты. Другие поименования исследователя также приводят к интересным аналогиям. "Естествоиспытатель - это человек, который испытывает естество, пытает природу, пытаясь вырвать у нее самые сокровенные тайны" (В.А.Энгельгардт, [2], с.272). Слово "естествоиспытатель" здесь понимается в самом широком смысле, какой оно имело еще до разделения наук на естественные и гуманитарные.

Заметим, что исследование, в отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый "деликатный" по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель - установление истины, "того, что есть", "наблюдение" за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Никоим образом не умаляя необходимости развития у человека навыков преобразования окружающей действительности (т. е., прежде всего, навыков проектирования), развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий.

Источник исследования как вида деятельности - в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. "Наука развилась из свойственного человеку …инстинкта исследования окружающей среды." (Г.С.Голицын, [3], с.15) "…инстинкт непрерывного поиска, инстинкт уменьшения неизвестного заложен буквально в каждом человеке" (Энгельгардт, там же, с.274). Исследование как вид деятельности появляется еще, видимо, у животных в неотрефлексированном виде. Так, Т. де Шарден утверждает, что многие животные проявляют "…любопытство к окружающему с его удовольствием исследования…" ([4], с. 147).

Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. Но оно остается спародическим, неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию, институты. С появлением науки выделяется отдельная социальная группа людей - ученые - главным видом деятельности которых является исследование. Анализируя дальнейшее развитие общества мы видим, что наука постепенно "приватизирует" исследование и в общественном сознании закрепляется стереотип, что исследование как способ деятельности ограничивается сферой науки. Указанный тип генезиса науки отмечают практически все исследователи. "Наука - отрасль культуры, сфера человеческой деятельности, связанная с выработкой и теоретической систематизацией объективных данных о мире. Уходит корнями в определенный способ восприятия сущего и понимания истины." (М. Хайдеггер, [6]).

В исследовании "ведущей… является ценность истины и достижения именно истины, ценности, которой полностью подчиняется реализация любой исследовательской деятельности… И в этом случае все должно быть установлено так, как оно есть на самом деле. Заметим, что ценностная установка на получение истины исключительна, как говорят сейчас, эксклюзивна именно для науки и определяет ее специфику по ценностному основанию…" (Н.Г.Алексеев, там же, с.6). Важно подчеркнуть непреходящее значение этой ценности для исследовательского типа мышления. Характерно, что для науки ХХ века эта ценность в ряде случаев отодвинулась на второй план, что нашло отражение в работах ряда авторов, преимущественно западных. Ценность науки "в ее практической значимости, способности создавать удобства" (П.Файерабенд, [7]). Наука, превращаясь в ведущую производительную силу общества, становится объектом заказа со стороны общества и капитала, теряя со временем первоначальное ценностное ядро, свойственное изначально ее главному методу - исследованию.

Поэтому мы вводим различение между исследованием как идеальным видом деятельности, направленным на приближение к абсолютной истине и его современной институциональной формой - наукой, в которой появляется целевая установка на развитие технического обеспечения существования современной цивилизации. "…институализация есть выражение функционирования человеческой деятельности в тисках отчуждения, нивелирующего, сводящего к утилитарно-вещным результатам субъектные, личностные смыслы этой деятельности" (Н.Злобин, [8], с.82).

Мы обнаружили, что исследование является "чистым", исконно свойственным человеку способом освоения действительности, становящимся культурным явлением только после возникновения науки. Поэтому, обсуждая проблему развитие навыка освоения действительности у учащихся мы говорим о "чистом" исследовании как мыследеятельности вне науки; обсуждая проблемы образования и воспитания как вхождении в мир культуры, мы говорим о науке как культурном институте исследования и обращаемся к истории и фактам ее развития. Поэтому, адресуясь к науке, мы рассматриваем ее как часть культуры, на материале которой происходит образование.

Касаясь современного взаимоотношения науки и исследования мы можем обнаружить, что исследование как способ освоения действительности выходит из сферы науки. Наука постепенно становится сферой развития тонких технологий, которые направлены на получение результата, заказанного теми или иными социальными структурами. Собственно исследование становится уделом чрезвычайно тонкой прослойки научной "фундаментальной" элиты (ответ на вопрос о самом ее наличии является неоднозначным), а также крайне ограниченного времени в деятельности основного состава корпуса ученых, что позволяет говорить о том, что исследование не является для них ведущим типом деятельности. Наука по своему типу деятельности попадает почти целиком с сферу проектирования. Так, Г.П.Щедровицкий отмечает, что "В современном научном исследовании ядерной деятельностью является организация, руководство и управление, а отнюдь не познание как таковое." ([9], с.479).

Таким образом исследование как тип деятельности в настоящее время теряет свою исключительную принадлежность к научной отрасли, оставаясь прочно связанным с ней в сознании большинства людей. В этих условиях значительно сокращается количество людей, владеющих исследовательским типом мышления - одним из самых сложных и богатых его типов, что ведет к развитию репродуктивности восприятия окружающего современным населением, потреблению готовых форм, предлагаемых массовой культурой, развитию "клипового восприятия", для которого характерна возможность восприятия ограниченных по объему информационных массивов, ведущих к атрофии способности к анализу и выработке собственного отношения к содержанию информации. Типичным примером проникновения "клиповой" культуры в учебную деятельность является распространение "кратких изложений" произведений классиков литературы, когда содержание текстов по литературе за школьный курс умещают в одном томе.

Вместе с тем и с точки зрения развития технического прогресса в обществе, как известно, давно поставлена проблема развития в образовании новых подходов, которые могли бы дать возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества и актуальной необходимости для каждого человека зрелого возраста уже в современности осваивать принципиально новые специальности, инструменты деятельности и т. д. Это позволяет говорить о том, что исследование как инструмент освоения действительности в ближайшее время способно занять в образовании центральную роль, став главным предметом обучения. Исследование в скором времени может перейти в сферу образования как главную сферу своего воплощения и культурного существования, при этом наука остается на периферии поля использования исследования, тем не менее оставаясь неотъемлемой частью культуры человечества. Именно поэтому в учебном исследовании мы постоянно должны возвращаться к науке, ее истории, методологии, чтобы выстроить культурную преемственность развития исследовательского типа деятельности; и вместе с тем отличать и отграничивать его от науки, что облегчает его институализацию в сфере образования как давно известного способа освоения действительности и средства организации образовательной деятельности.

Все это заставляет сосредоточить усилия на проектировании способов вхождения исследования как типа деятельности в сферу образования с целью конструирования и организации этого процесса путем разработки исследовательских образовательных технологий и развития инновационных сетей по их распространению в образовательных учреждениях.

Одной из таких инновационных сетей, уже реально действующей в течении ряда лет, является Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, в рамках которого осуществляется коллективное развитие образовательной технологии исследовательской деятельности учащихся, ее концептуальное осмысление, создание программно-методического обеспечения, популяризация и распространение в образовательной системе страны.

Литература.
Алексеев. Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности. В сб.: VII юношеские чтения им. В.И.Вернадского. Сборник методических материалов. М., 2000.
Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. Наука, М., 1984.
Голицын Г.С. Наука и современность. В сб.: VII юношеские чтения им. В.И.Вернадского. Сборник материалов. М., 2000.
Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., Наука, 1987.
Хайдеггер М., Наука и осмысление. С. 238-252. В сб.: Время и бытие. М., 1993.
Файерабенд П. Наука в свободном обществе. с. 125-146. В сб.: Избранные труды по методологии науки, М., 1986.
Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997.
Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.


Hosted by uCoz