|
Подготовка к защитеСобраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать — их надо защищать. Для этого потребуется:
1) дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;
2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; 3) выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы; 4) ранжировать основные идеи исследования; 5) предложить сравнения и метафоры; 6) выработать суждения и умозаключения; 7) сделать выводы по результатам исследования; 8) указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта; 9) подготовить текст выступления; 10) подготовить презентацию и другие пособия; 11) подготовиться к ответам на вопросы. Дать определения основным понятиям, используемым в исследованииПонятия — это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования. Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы очень похожие на определения понятий. Воспользуйтесь ими.
Классифицировать основные предметы, процессы, явления и событияКлассификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков.
Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксыПарадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово парадокс — неожиданный, странный, невероятный. В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. Известно, например, что по законам аэродинамики майский жук не может летать. Масса его тела, площадь крыльев и другие характеристики не должны позволять это делать. Но, может быть, потому, что законов аэродинамики жук не знает, а возможно, и по другим причинам, он летает. Парадокс. Вот еще несколько парадоксов знакомых всем: металл тонет в воде, но почему корпуса кораблей делают из металла; металл тяжелее воздуха, но почему самолеты делают из металла и они летают. В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметь все найденные вами парадоксы. Ранжировать основные идеиСлово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая — третье и так далее. Умение отделять главные идеи от второстепенных — важнейшая особенность мыслящего ума. Предложить сравнения и метафорыПолученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления, использованы метафоры. Метафора— это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения. Выработать суждения и умозаключенияСуждение — это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить — значит высказывать суждения. На основе проведенного исследования надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось. Умозаключением называется форма мышления, с помощью которой выводится новое знание из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мышлению проникать в глубины предметов и явлений, которые скрыты от прямого наблюдения. Без суждений и умозаключений не обойтись, когда вы делаете выводы о результатах собственной исследовательской работы. Важно, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании. Сделать выводы по результатам исследования.Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел его итогов. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления или объекта.Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования — это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем. Подготовить текст выступленияДля того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме: 1) почему избрана эта тема; 2) какой была цель исследования; 3) какие ставились задачи; 4) какие гипотезы проверялись; 5) какие использовались методы и средства исследования; 6) каким был план исследования; 7) какие результаты были получены; 8) какие выводы сделаны по итогам исследования; 9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении. Текст доклада составляется из расчета времени: 10-12 минут на выступление, с тем чтобы оставалось время для ответов на вопросы. Объем выстуления: 1,5-2 страницы печатного текста 12pt, через 1 интервал. В письменном виде текст доклада называется "тезисы" и может быть использован для комлектования печатного сборника материалов или опубликован на сайте. Подготовить презентацию и другие пособия.Представление работы лучше всего проводить с использованием презентации, выполненной средствами PowerPoint, в которой будет отражен весь ход вашей исследовательской работы. Название слайдов и информация, представленная на них, соответствует схеме представления доклада. Однако не следует помещать на слайды сплошной текст, скопированный из доклада. В презентации вы размещаете структурированную информацию, выбирая самое главное и важное. Кроме того, на слайдах размещаются различные схемы, диаграммы, графики, таблицы и рисунки, поясняющие полученные результаты м сделанные вами выводы. Иллюстрации можно выполнять при помощи различных графических редакторов или средствами самой программы PowerPoint. Вы можете подготовить иллюстрации вруную, после чего отсканировать изображение и поместить на слайды.
Подготовиться к ответам на вопросы В научном мире принято, что защита исследовательской работы — мероприятие открытое и на нем может присутствовать любой желающий. Все при сутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
|