Методы исследовательской деятельности
Курс для 9 класса
1 час в неделю, 32 часа
Автор: Демин Игорь Святославович – кандидат экономических наук, доцент Финансовой Академии при Правительстве РФ, преподаватель Лицея на Донской № 1553.
Основные задачи учебной дисциплины:
- Сформировать у школьников вполне определенное понимание терминов «наука» и «научное мировоззрение». Эта задача представляется особо важной на нынешнем этапе, когда молодой человек неизбежно сталкивается со значительным количеством псевдонаучных и паранаучных теорий, маскирующихся под науку (парапсихология, уфология, дианетика и т.п.).
- Указать роль и место науки в духовной жизни человека, ее отношение к религии, философии, общественной жизни.
- Сформировать чувство общности всего комплекса наук. Это особенно важно для преодоления определенного разрыва между «естественниками» и «гуманитариями». На протяжении всего курса в качестве обучающих примеров приводятся примеры из области как естественных, так и гуманитарных наук.
- Сформировать у ученика чувство значимости научных исследований, понимание роли и значения отечественной науки и научной школы, чувство гордости за достижения ученых России и СССР.
- Показать школьникам научное исследование как единую систему во взаимосвязи ее элементов.
- Обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента.
- Дать представление о научной логике и изучить ее основы. Особое внимание уделяется формам и методам научной аргументации.
- Сформировать представление о различных видах письменных научных работ, обучить школьников основам оформления работы.
- Ознакомить учеников со взглядами В.И. Вернадского.
Теоретически преподавание дисциплины базируется на основных положениях современной гносеологии, науковедения, планирования эксперимента, а также на работах В.И. Вернадского. Учебный процесс включает большое количество практических работ, которые по мере изучения материала по форме становятся все более близки к деловой игре, моделирующей научное исследование. Для более эффективного преподавания учебного материала имеет смысл приблизить к содержанию данной дисциплины элементы курса «Информатика» (в части оформления научной работы, обработки результатов исследования).
ПРОГРАММА
Наука и научное мировоззрение (2 часa)
Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Взгляд В.И. Вернадского. Отличие научного знания от других видов - обыденного, лженаучного, паранаучного и т.п. Роль научной школы и научной традиции в различении научного и ненаучного.
Место науки в системе духовной жизни (4 часa)
В.И. Вернадский о сосуществовании и взаимовлиянии науки, религии и других явлений духовной жизни.
Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории. Могут ли существовать две различные научные теории, объясняющие одни и те же факты? Критерий истины. Доказательства.
Гуманитарные и естественные науки (4 часa)
Выдающиеся русские и советские ученые в разных областях наук, их достижения. Сближение наук. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
Научное исследование (2 часа)
Объект и предмет исследования. Понятие цели и задач исследования. Гипотеза в научном исследовании. Результаты исследования и их обработка. Выводы.
Методы научного исследования (4 часа)
Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Метод аналогий. Основы моделирования.
Элементы логики (6 часов)
Планирование эксперимента.(2 часa)
Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требование к подготовке эксперимента.
Обзор видов научных работ (4 часa)
Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки. Схемы и иллюстрации.
Работа в библиотеке (2 часa)
Поиск литературы при помощи обычных и электронных каталогов. Составление списка литературы.
Контрольные работы (4 часa)
|