Физика на компьютере
Элективный курс для 9 класса
2 часа в неделю, 32 часа
Автор: Келлих Татьяна Генриховна - учитель физики высшей категории, методист по применению ИКТ в обучении, учитель физики школы № 225 Санкт-Петербург
Разделы программы традиционны и являются дополнением к программе основной школы. Программа курса расширяет и углубляет рассмотрение некоторых свойств тел и явлений, изучаемых в курсе основной школы. Опирается на применение фрагментов учебных программ по физике для проведения урока-исследования, который может проходить в сочетании с натурным экспериментом. Применяется для постановки виртуального эксперимента, в том случае, когда натурный эксперимент провести невозможно, позволяют получить графические образы процессов или явлений, которые при проведении традиционных опытов либо малодоступны и непоказательны, либо требуют больших затрат времени.
Использует компьютерные программы «Физика в картинках», «1С: Репетитор Физика», «Живая физика», «Открытая физика 2.5».
Курс разработан с учетом требований «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», которые включают в себя переход к предпрофильному обучению в последнем классе основной школы, а также создание и внедрение в учебный процесс современных электронных учебно-методических комплексов, их интеграцию с традиционными учебными пособиями, для обеспечения базисного учебного плана основной общей средней школы и профилированной старшей школы.
Курс преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение программы «Физика» полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников;
- служит для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Курс призван решать следующие дидактические задачи:
- формирование навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
- формирование умения и навыков аналитического и критического мышления;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- формирование умения поставить задачу и ее решить, оценить полученный результат;
- формирование навыков самоконтроля;
- формирование мотивации к учению в целом и к данному курсу в частности;
- расширение кругозора учащихся;
- . развитие творческого потенциала учеников.
Реализация данных задач достигается за счет:
- использования естественного интереса учащихся к изучению окружающего мира;
- использование склонности учащихся к исследовательской деятельности;
- применения информационных технологий для решения конкретных задач;
- широкое использования программных продуктов Microsoft, для обработки данных и создания отчетов;
- использования возможностей компьютерных программ при моделировании опытов и экспериментов.
Результатом реализации данной программы будут следующие дополнительные знания и умения учащихся:
- умение строить план работы с элементами исследования;
- умение ориентироваться в выборе способов и средств для решения конкретной задачи;
- умение анализировать полученные данные и делать выводы;
- умение использовать новые информационные технологии для получения знаний, проведения исследований;
- умение грамотно отобрать текстовый, графический материал, отвечающий целям исследования при создании отчетов.
ПРОГРАММА
Законы движения и взаимодействия тел (10 часов)
Исследование движения тела брошенного под углом к горизонту. Исследование свободного падения тел. Исследование движения искусственных спутников Земли. Изучение закона сохранения импульса. Изучение закона сохранения энергии.
Механические колебания и волны (6 часов)
Исследование колебаний пружинного маятника. Исследование колебаний математического маятника. Исследование звуковых колебаний.
Электромагнитные колебания и волны (7 часов)
Электромагнитные колебания. Исследование волновых свойств света. Получение изображений, даваемых линзой.
Атомная и ядерная физика (5 часов)
Явление радоактивности. Строение ядра, радиоактивные превращения. Ядерный реактор.
|